Ученые записки. – 2002. - № 9. – С.163-167

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ШКОЛЯРСКАЯ Т. И.


17 октября 1905 г. Николай II издал манифест, которым провозглашались основы гражданской свободы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. Кроме того, было обещано всеобщее избирательное право и то, что любой закон не мог быть утвержден без одобрения Государственной думы.
«Высочайшими манифестами 6 августа и 17 октября 1905 г. населению империи даровано право участия через своих выборных в обсуждении финансовых смет и росписи государственных доходов и расходов. Представляемая Вашему Императорскому Величеству роспись доходов и расходов на 1906 г. является поэтому последнею рассмотренную в прежнем порядке, без участия выборных» [1] — так открывалась государственная роспись на 1906 г. В результате реформ 1905-1906 гг. с созданием Государственной думы - законодательного органа Российской империи, начался переход России от самодержавного строя к конституционному государству.
Манифест 17 октября 1905 г. и последовавшие за ним царские указы сделали необходимым внесение определенных изменений в свод государственных законов. Указ об утверждении Основных государственных законов был подписан царем 23 апреля 1906 г., т.е. за четыре дня до начала заседаний первой Государственной думы. В манифесте прямо указывалось на незыблемость самодержавной власти всероссийских императоров, которая, однако, не оставалась неизменной: теперь царь уже не мог единолично осуществлять законодательную власть. «Законы эти, — писал С. Ю. Витте, — сохранили за государем обширнейшие верховные и державные права, иначе говоря, они установили конституцию, но конституцию консервативную и без парламентаризма». [2]


С полным текстом статьи можно ознакомиться в читальном зале или в электронном каталоге Информационно-библиотечного управления СЗИУ РАНХиГС