Ленинградский Малый театр оперы и балета. Двадцать лет Государственного академического Малого оперного театра , 1918-1938 : [Сборник]. – Л. , [1939]. – 172 с. : ил. , [19] л. ил.

«В Ленинграде в 1918 г. в помещении бывшего Михайловского театра создается второй Государственный академический оперный театр. Необходимость организации существования нового театра быстро подтвердилась: театр встретил поддержку со стороны широких масс. Он нашел своего зрителя и слушателя, органический включился в художественную культуру Ленинграда, и вскоре сделался театром, известным всей стране. За двадцать лет своего существования Малый оперный театр переживал смены, искания, сомнения, тревоги, неудачи и завоевания, обусловленные сложным интенсивным ростом советского искусства, «пропустил» на своей сцене много различных произведений, постановок, исполнителей, режиссеров, художников, потому что всегда, все годы жил в напряженной творческой обстановке и упорно боролся за свое самостоятельное бытие».

Содержание: СТАТЬИ: От театра. – Асафьев Б. В. и Иохельсон В. Е. Творческие искания. – Метальников В. Д. Балет в Малом оперном театре. – Барташевич А. А. Двадцать лет. – МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ МАЛОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА : предварительные замечания. – Двадцать сезонов Малого оперного театра. – Премьеры Малого оперного театра за 20 лет. – Общая библиография. – Издания Малого оперного театра. – Музей Малого оперного театра. – Творческий состав Малого оперного театра. – ИЛЛЮСТРАЦИИ.





Ленинградский Малый театр оперы и балета. Двадцать лет Государственного академического Малого оперного театра, 1918-1938. – Л., [1939]. – 16 с.

«Ленинградский Малый оперный театр является подлинным детищем Великой Октябрьской социалистической революции. Он был создан в 1918 году, получив помещение бывшего императорского Михайловского театра, на сцене которого давались спектакли придворной французской трупы. С самого начала своего существования Малый оперный театр стал смело искать новых путей сценического выражения, бороться со штампом и оперной рутиной. Поэтому свой репертуар театр строил необычно. <…> Сейчас пишется много новых советских опер, и театры уже имеют возможность выбора наиболее интересующих их произведений. В этом – одна из основных заслуг Малого оперного театра, настойчиво работавшего над советской оперой. Название «лаборатория советской оперы» по справедливости заслужено театром».

Содержание: Самосуд С. А. Лаборатория советской оперы. – Основные даты творческого пути Малого оперного театра.







Ленинградский Малый театр оперы и балета. Ашик-Кериб : Балет в трех действиях : Сборник к постановке балета в Ленинградском государственном ордена Ленина академическом Малом оперном театре / муз. нар. арт. РСФСР Б. В. Асафьева. – Л. , 1941. – 95 с. : ил.

«Балет «Ашик-Кериб» написан Асафьевым в мае 1939 года. <…> Образы «Ашик-Кериба» связаны со всей восточной поэтикой Лермонтова. Как рассказывает сам композитор, он, сочиняя «Ашика», представлял себе Лермонтова в его странствованиях по Кавказу, жадно впитывающего впечатления природы, быта людей и народные сказания и пересоздавшего их своей могучей фантазией. Отсюда чрезвычайно пестрая, узорчатая смена картин, настроений, образов и красок в партитуре «Ашика». Это, прежде всего, странствования поэта, влекомого острым любопытством к манящим его странам».

Содержание: Мануйлов В. А. М. Ю. Лермонтов и его запись сказки об Ашик-Керибе. – Дмитриев А. Н. Б. В. Асафьев и его балет «Ашик-Кериб». – Лермонтов М. Ю. Ашик-Кериб : (Турецкая сказка). – Либретто балета. – Перечень танцев. – Программа.





Ленинградский Малый театр оперы и балета. Борис Годунов : Народные сцены в 10 картинах : Сборник статей к постановке в Государственном ордена Ленина академическом Малом оперном театре и полное либретто оперы [в обработке Павла Ламма] / муз. М. П. Мусорского. – Л. : Изд. Ленингр. акад. Малого опер. театра. , 1939. – 124 с. , [18] л. ил.

Содержание: Городецкий Б. П. «Борис Годунов» А. С. Пушкина. – Смирнов И. И. Борис Годунов и его эпоха. – Фрид Э. Л. М. П. Мусоргский и его опера «Борис Годунов». – Старк Э. А. Сценическая история оперы «Борис Годунов». – Либретто оперы «Борис Годунов» (в обработке Павла Ламма).





Ленинградский Малый театр оперы и балета. Поднятая целина : Музыкальная драма в 4 актах : Сборник статей к постановке в Государственном академическом Малом оперном театре / муз. И. И. Дзержинского. – Л. : Изд. Ленингр. акад. Малого опер. театра, 1937. – 47 с. : ил. , [5] л. ил.

«Постановка оперы «Поднятая целина» посвящается Малым оперным театром двадцатилетию Великой Октябрьской революции».

«К 20-летию Октября театр показывает оперу И. И. Дзержинского «Поднятая целина». Эта опера была написана И. И. Дзержинским по заданию Малого оперного театра; в процессе сочинения композитор учитывал особенности и индивидуальные черты актеров, заранее мысленно намечая исполнителей для того или иного образа. Несмотря на то, что за последние годы был дан целый ряд спектаклей, принадлежащих перу советских авторов, в «Поднятой целине» коллектив театра впервые дебютирует в опере на советскую тематику».


Содержание: От театра. – Лесючевский Н. «Поднятая целина» Михаила Шолохова. – Будяковский А. И. И. Дзержинский и его опера «Поднятая целина». – Зон Б. В. Наша постановка «Поднятой целины». – Либретто оперы «Поднятая целина». – Казачья песня. – Программа.





Ленинградский Малый театр оперы и балета. Помпадуры : Опера в 3 действиях / Гос. ордена Ленина акад. Малый опер. театр ; муз. А. Ф. Пащенко ; либретто по материалам произведений Салтыкова-Щедрина Всев. Рождественского и А. В. Ивановского (засл. деят. иск.). – Л. : Изд. Гос. ордена Ленина акад. Малого опер. театра, 1939. – 68 с. : ил. , [18] л. ил.

«Образы Гоголя не раз вдохновляли великих мастеров русской классической оперы. Иначе обстояло дело с Салтыковым-Щедриным. Его герои впервые появляются на подмостках музыкального театра в наши дни. Дореволюционный оперный театр не смог бы поднять щедринскую тему прежде всего по цензурным соображениям. Да и сами по себе типы Щедрина казались внеположными опере, непохожими на традиционных оперных персонажей. Бесспорная заслуга А. Ф. Пащенко в том, что он не смутился перед задачей немалой трудности: создать оперную партитуру на материале щедринских «помпадуров». В истории русской оперы эта тема не имеет прецедента. Тем самым А. Ф. Пащенко обогащает советский оперный репертуар произведением нового жанра: комической оперы сатирического склада».

Содержание: Яковлев Н. В. «Помпадуры и помпадурши». – Соллертинский И. И. Заметки о комической опере. – Кремлев Ю. А. А. Ф. Пащенко и его опера «Помпадуры». – Содержание оперы. – Программа спектакля.





Ленинградский Малый театр оперы и балета. Свадьба Фигаро : Опера в 4 актах : Сборник статей к постановке оперы в Государственном академическом Малом оперном театре / муз. Моцарта. – Л. , 1936. – 80 с. : ил. , [3] л. ил.

«Ставя «Женитьбу Фигаро» Моцарта, Гос. Малый оперный театр стремится расширить традиционные рамки классического оперного наследия и включить в него творчество великого композитора XVIII столетия. Наши оперные театры избегают ставить Моцарта, наш зритель почти совсем не знаком с ним. Очень вероятно, что повинен здесь тот налет эстетского стилизаторства, нарядного жеманничания, который по традиции покрывает и скрывает брызжущее молодостью и здоровьем, земное и оптимистическое искусство композитора, бывшего свидетелем великих переворотов XVIII века, современника рождения буржуазного реализма и создателя музыки к острейшей из комедий века – к «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Снять с творчества Моцарта этот отчуждающий и омертвляющий налет, ввести это творчество в живой и действительный обиход советской музыкальной жизни – задача очень нелегкая. И Гос. Малый оперный театр нимало не претендует на то, чтобы своей постановкой «Женитьбы Фигаро» разрешить эту задачу. Но настала пора со всей ясностью поставить вопрос об оперном наследии Моцарта. <…> Спектакль «Женитьба Фигаро» важен и интересен для Малого оперного театра также и потому, что в работе над ним объединились ряд новых для нашего оперного театра мастеров».

Содержание: От театра. – Чемоданов С. Моцарт и его опера «Свадьба Фигаро». – Фриц Штидри. Об оперном стиле Моцарта. – Зон Б. В. Постановка «Свадьбы Фигаро» Моцарта-Бомарше. – Чеснаков В. О танце и движении. – Мокульский С. Бомарше и его «Женитьба Фигаро» : Рецензии на первое представление «Женитьбы Фигаро». – Программа спектакля.





Ленинградский Малый театр оперы и балета. Тихий Дон : Опера в 3 актах (6 картинах) : Сборник статей и материалов к постановке оперы в Ленинградском Государственном академическом Малом оперном театре / муз. И. И. Дзержинского ; либретто Л. И. Дзержинского по мотивам одноим. романа М. Шолохова. – Л. , 1935. – 44 с. : ил.

«Тихий Дон» – моя первая опера. Работал я над нею 3 года. Сам роман Шолохова меня сильно увлек своими героями с большими эмоциями и сильными страстями. Моей главной задачей было в музыке не стать ниже Шолоховских образов. Я не хотел писать музыкальной иллюстрации к роману «Тихий Дон», а создать самостоятельное полноценное музыкальное произведение. В опере я мало, сравнительно с романом, уделял места бытовым деталям и делал больший акцент на романтику отношений героев романа, романтику степной природы Дона».

Содержание: Пиотровский Адр. За советскую оперу. – Шостакович Д. Д. Несколько слов об опере И. Дзержинского. – Дзержинский И. И. Моя первая опера. – Терешкович М. А. Постановщик о спектакле. – Дзержинский Л. И. Работа над либретто. – Гольденблюм А. М. Донское казачество. – Лесючевский Н. В. О творчестве М. Шолохова. – Из революционного архива. – Программа спектакля.





Ленинградский Малый театр оперы и балета. Фадетта : Балет в 3 действиях : Сборник статей к постановке балета в Государственном Академическом Малом оперном театре / муз. Лео Делиба. – Л. , 1936. – 43 с. : ил.

«Фадетта» родилась в ту пору, когда в балетных кругах только что начали бродить первые мысли о действенной функции танца, о сюжетной драматургии как основе всякого спектакля, в том числе и балетного, о волнующей убедительности хореографического зрелища в целом, об образности балетных персонажей и т.п. <…> Прежде всего привлекает в «Фадете» возвращение к жизни одной из замечательных балетных партитур – «Сильвии» Л. Делиба, на материале которой и построена «Фадетта». Лучшую и самую зрелую партитуру Делиба до рождения «Фадетты» преследовала неудача. Написанная в 1876 г., музыка «Сильвии» сценически проигрывала из-за пустенького анакреонтического сюжета. Делавшиеся на Западе и в России неоднократные попытки укрепить в репертуаре этот замечательный балет имели лишь кратковременный и посредственный успех. <…> Сценаристы «Фадетты» (Л. Лавровский и В. Соловьев) осуществили смелый план. Опираясь на музыку Делиба, они сочинили совершенно новую фабулу, взятую из реальной жизни и имеющую драматический интерес».

Содержание: От театра. – Друскин М. Лео Делиб. – Лавровский Л. Балетмейстер о спектакле. – Соловьев В. Н. Работа над либретто. – Фельдт П. О музыке «Фадетты». – Слонимский Ю. О драматургии и хореографии «Фадетты». – Сценическое развитие действия балета «Фадетта». – Программа спектакля «Фадетта».







Заслуженный мастер сцены орденоносец Георгий Васильевич Павлов : К 30-летию театральносценической деятельности / Ленингр. Гос. ордена Ленина акад. Малый опер. театр. – Л. , 1941. – 23 с. , [4] л. фото.

Георгий Васильевич Павлов (1888 – ?) – заведующий постановочной частью Ленинградского академического оперного театра.